Построение компьютерной сети Создание корпоративной Webсети магнитный конструктор в картинках.

Разработка плана восстановления после аварии.

Архивирование важный, но не единственный аспект подготовки к восстановлению после аварии. Оно составляет только часть общего плана

План восстановления после аварии представляет собой подробный документ, описывающий процесс восстановления работоспособности предприятия после какойлибо катастрофы. Очень важно создать план в письменной форме. В таком случае можно проинструктировать конкретных исполнителей даже в отсутствие разработчика плана. План должен быть настолько подробен, насколько это возможно, тогда для выполнения восстановительных работ не обязательно приглашать эксперта:

Примечание

В хороший план восстановления после аварии входят также детали, связанные не с техникой, а, например, с персоналом. Тем не менее, в основном он должен акцентировать внимание на технических проблемах

Хорошо составленный план должен удовлетворять следующим требованиям.

• Соответствовать указаниям руководства.

• Иметь ясно указанную цель восстановительных работ.

• Содержать четко заданный порядок передачи полномочий.

• Не содержать ни единой ошибки

• Обеспечивать достаточную гибкость на случай изменения обстоятельств.

Эти элементы — отнюдь не перечень разделов идеального плана, однако их следует учесть для создания грамотного плана восстановления после аварий.

Очень важно заручиться поддержкой со стороны высшего руководства, поскольку для разработки и выполнения плана вам придется советоваться с вашим начальством. Полный план восстановления после аварий доста точно сложен и связан с решением множества вопросов, не относящихся к технике, поэтому его подготовку нельзя вести совершенно изолированно от остальных подразделений фирмы.

Ясность цели означает всего лишь то, что план должен соответствовать реальности. План — не диссертация по теории сетей или по узкоспециализи рованным задачам. Напротив, это должен быть отчетливо сформулированный документ, поясняющий методы возобновления работы сети и детально описывающий действия, необходимые для этого. Постороннюю информацию можно сохранить для презентации "Знакомство с сетью" для нетехнического персонала (или чегонибудь подобного), однако в план следует включать только существенные инструкции. Определяя цель плана, вы должны ответить на такие вопросы.

• Какова область действия плана? Предназначен ли он для полного восстановления работы сети или просто для аварийного запуска ее на некоторое время, чтобы позднее заняться полным ремонтом?

•  Какую часть сети следует восстановить в первую очередь? Некоторые службы важнее остальных, однако, их работа взаимосвязана.

Процесс восстановления значительно ускорится, если указать лиц, персонально ответственных как за подготовку к аварии, так и за вос становление после нее. Если отчетливо понимать свою задачу, то вы не потеряете время, решая вопросы полномочий. Кроме того, распределение ответственности гарантирует безусловное и эффективное выполнение работы — меньше шансов упустить из вида важные элементы.

Примечание

Один их элементов распределения ответственности заключается в определении "отклика" людей на это событие. Иными словами, когда происходит авария, каждый должен знать, что именно ему следует делать: оставаться дома и ни во что не вмешиваться либо приступить к работе по восстановлению сети. Кроме того, следует уведомить ваших деловых партнеров о задержке или о поставке, например, какогонибудь товара из другого места в силу сложившихся обстоятельств.

Конечно, правильное распределение обязанностей при подготовке к аварии и последующем восстановлении очень важно, но всякая надежная система должна иметь некоторую избыточность. Успех или неудачу исполне ния плана нельзя возлагать на плечи одного человека или на единственный компонент оборудования. Недопустимо, чтобы предотвращение аварии зависело только от одного элемента. Это означает следующее.

• Существует система подчинения, указывающая, кто кого замещает при отсутствии какогонибудь служащего.

• Последние резервные копии должны храниться вне вашего офиса (здания), что уменьшает вероятность полного краха, возникающего вследствие катастрофы, разрушающей исходные данные вместе с их ре зервными копиями.

• При необходимости поврежденное оборудование немедленно заменяется.

И, наконец, хороший план отличается гибкостью. Самый лучший план — модульный. Он не полагается на умение единственного человека или совпадение специфических обстоятельств. Фирмы растут, служащие приходят и уходят, а программные и аппаратные средства изменяются. План должен быть таким, чтобы его можно было адаптировать к каждому изменению сети без полной переработки.

Кого привлечь к восстановлению сети

План восстановления сети разрабатывается несколькими специалистами — это итог совместного труда и усилий целой команды сотрудников:

• пользователей сети;

• персонала, обслуживающего сеть;

• людей, контролирующих наличные ресурсы.

Численность команды зависит от структуры вашей фирмы. Независимо от числа людей, занятых составлением плана, вы не сумеете создать полезный план, если не учтете пожелания сотрудников из всех указанных выше групп.

Примечание

Не забудьте учесть мнение еще одного человека вашего босса. Ведь ктото же должен подписывать чеки и одобрять покупку дополнительного оборудования.

Пользователи сети

Люди, лучше всех знающие, какие именно сетевые средства и компоненты имеют наибольшее значение — не обязательно те, кто отвечает за эксплуа тацию сети. Как сетевой администратор, вы обязаны знать взаимосвязи между службами, но можете ли вы сказать, какие источники данных и серверы жизненно важны для работы вашей фирмы? Поэтому обязательно учтите замечания пользователей сети или их представителей.

Ремонтный персонал

В команде разработчиков плана восстановления после аварий, безус ловно, важнейшую роль выполняет персонал, обслуживающий сеть, т.е. отвечающий за техническую сторону задачи. Именно им (т.е. вам) положено знать, какие именно системы восстановления (recovery systems) нужны, что есть у вас сегодня, стоимость требуемых дополнительных компонентов и источники получения дополнительной информации. Сетевой администратор должен сообщить пользователям достоверную информацию о том, что именно можно физически сделать в сети (например: "Нет, мы не можем реплицировать файловый сервер на внешний сервер с помощью модема на 33,6 Кбит/с). Кроме того, в задачу персонала технической поддержки входит помощь тем сотрудникам, которые работают с определенными поставщиками и принимают решения.

Сетевой администратор обязан знать не только то, что необходимо для восстановления после аварии, но также и то, что нужно в настоящий момент. Например, если в сервере используется SCSIинтерфейс, бессмыс ленно покупать для него устройство архивирования с IDEинтерфейсом. Это очевидно, однако нередко упускается из вида. Я припоминаю один случай, который произошел несколько лет назад, когда коммерческий директор купил про запас несколько жестких дисков и контроллеров, чтобы иметь их под рукой на случай отказа основных дисков. К сожалению, ему было невдомек, какой интерфейс используется в существующих контроллерах. Таким образом, когда настал час замены одного из дисковых контроллеров на запасной, оказалось, что закупленная плата контроллера VLBus не может работать с сервером ISA/PCI.

Люди, контролирующие ресурсы

Сетевой администратор заботится о технической стороне дела, но ком мерческому директору приходится учитывать стоимость и распределение ресурсов. Иногда план восстановления после аварий далек от оптимального с финансовой точки зрения. Поэтому коммерческий директор обязан составить калькуляцию, чтобы убедиться, что план восстановления сети не потребует чрезмерных затрат.

Кроме того, коммерческий директор должен контролировать инвентарную опись сетевого оборудования. Инвентаризация оборудования имеет большое значение, поскольку позволяет установить, насколько устарело оборудование, какие детали следует закупить в первую очередь, а какие пустить на запчасти.

Сбалансированность пары Система с повышенной пропускной способностью должна быть менее чувствительной к внешним помехам. Чтобы обеспечить правильную передачу, степень симметричности пар должна быть очень высокой. Параметры, которые служат мерой симметричности пар, называются потерями на продольное преобразование (LCL) и потерями на продольно-поперечное преобразование (LCTL) и также измеряются в децибелах. Чем больше их значение, тем лучше сбалансирован кабель. Например, если LCL = 40 дБ, внешнее паразитное напряжение 10 В создает в паре дифференциальное напряжение шума, равное 0,1 В. Им уже нельзя пренебрегать, хотя кабель, сбалансированный на 40 дБ, считается хорошим.
Прокси-серверы Кабельные модемы